ИНТЕРВЬЮ

Анкетирование и интервьюирование являются основными разновидностями социологического опроса.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашива¬емым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы.

Личное интервью (face-to-face) - интервью «лицом-к-лицу», в большинстве случаев в нем участвует один респондент и один интервьюер. Могут проводиться на дому у респондента, на его рабочем месте, на улице, в торговой точке, в любых общественных местах. Для записи ответов респондентов могут использоваться распечатанные анкеты или компьютеры, в том числе и с сенсорным экраном. Если интервью face-to-face проводится с помощью компьютера, во многих случаях ведется и аудиозапись интервью, которая используется для контроля работы интервьюера.

Фокус-группа - беседа небольшой группы людей по опреде¬ленному плану на заранее поставленную тему в непосред¬ственном (личном) контакте в специально отведенном помеще¬нии. Основные отличительные характеристики фокус-группового исследования:

  • взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно сти¬мулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям;
  • заказчик может непосредственно наблюдать за ходом обсуж¬дения, спрятавшись за стеклом с обратным видом, делать соб¬ственные выводы, причем еще до получения окончательного на¬учного отчета;
  • такой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование; его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат;
  • он позволяет за короткий срок определить причины возник¬новения проблемы, например, недостаточного информирования общественности об экологических проблемах региона и путях их решения государственными органами. Проведение фокус-группы может быть использовано в качестве пилотного исследования.

До проведения фокус группы разрабатывается сценарий ее проведения – гайд, в котором описывается ход ее ведения модератором с указанием вопросов, на которые необходимо получить ответ. Работа фокус-группы фиксируется на видеокамеру для облегчения дальнейшего анализа результатов.

Телефонный опрос используется в случае необходимости получения оперативной информации по узкому кругу вопросов. Методика проведения телефонного опроса отличается от анкетирования. Анкета телефонного опроса не должна содержать более 10 вопросов, чтобы не загружать респондента. Выборка является случайной, так как опрашивается каждый пятый абонент в телефонном справочнике. Для удобства интервьюера во время опроса заполняется не анкета, а ключ.

Экспертный опрос — разновидность социологического опроса, в ходе которого респондентами выступает особый тип людей — эксперты. Это компетентные лица, имеющие глубокие знания о предмете или объекте исследования.

От других форм социологического опроса экспертный метод отличают несколько важных черт:

  • количество опрашиваемых: их всегда меньше, чем при ан¬кетировании и даже интервью;
  • качества опрашиваемых: кругозор, уровень квалификации, знание специальной области у них на несколько порядков выше, чем у обычных респондентов;
  • тип и объем информации: экспертный опрос проводится для получения знаний, которых нет и никогда не будет у социолога-исследователя; в отличие от обыденных знаний, которые извест¬ны социологу из своего опыта, получаемые от экспертов знания относятся к специальным научным знаниям;
  • типичность данных: в массовом опросе социолога интере¬сует типичность, повторяемость, обычность добываемых сведений о ценностных ориентациях и мотивах поведения людей, а в экс¬пертном опросе исследователь дорожит именно уникальностью технических или гуманитарных знаний эксперта, их глубиной, неповторимостью;

Состав экспертной группы определяет эффективность исполь¬зования этого метода. Центральный критерий отбора экспертов — их компетентность. Для ее определения применимы, с той или иной степенью точности, два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.